Логотип разумный
Logo sapiens
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



логотип разумный

 

 Что значит логотип для людей, живущих в современном обществе?

 И почему наша жизнь вся насыщена всякими знаками и

 символами, отображающими названия товаров или услуг? Для

 этого следует определить, а какие корни у этого понятия.

            Логотип восходит к самому древнему способу визуальной

 массовой коммуникации — рисунку. Наскальная живопись была

 и средством первобытного самовыражения и поиском путей

 объяснения картины окружающего мира. Через рисунки

 первобытный человек пытался структурировать окружающую его

 реальность, в рисунке отражались зачатки общества. Вот я и МОЁ

 племя охотится, вот МЫ встречаем ДРУГОЕ племя. Здесь

 Я убегаю от стада мамонтов, а здесь МЫ гонимся за этим стадом.

 Со временем рисунки превращались в знаки, более абстрактные 

 элементы, отображающие не конкретную ситуацию как рисунок, а некий класс вещей или понятий.

 Появляются ритуалы, обряды, тотемы, которые придают соответствующим символам дополнительный  смысл. Из пиктографии вырастает идеография, письмо понятиями, затем появляются иероглифы,  в которых скрыто еще больше смыла, а когда древние египтяне стали обозначать в иероглифах

 и звуки, то появился алфавит. В дальнейшем, письменности и отображаемые ими языки все больше  различались друг от друга. Современные языки хоть и имеют много общего в своих группах,  

 но существенно различаются между представителями разных групп. Однако базовые символы,  и, в первую очередь, простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, пересечение линий  (крест)), в основном, сохранили схожие значения в различных культурах.  

            Появление логотипа, в современном понятии, было вызвано началом осмысленной торговли,  когда изготовитель ставил на изделие своё имя с целью различения от других производителей,

 а в дальнейшем, и как знак качества. В таком виде логотип просуществовал достаточно длительное  время — около 10-13 веков. В эпоху Возрождения логотип стал нести дополнительный смысл.  Использование знака изготовителя  предусматривало ответственность за количество и качество  используемого материала, за технический уровень и другие свойства, присущие конкретному изделию.

 С XIV-XV века начинают появляться такие словообразования, используемые в логотипе, как «поставщик королевского двора».  Таким образом,  логотип начинает сообщать не только качество  изделия, но и статус, приобретаемый покупателем продукции под данным логотипом. Становится  престижным пользоваться теми же товарами, что и король. 

Последующие эпохи лишь интенфицировали новые качества логотипа. Увеличивалось как количество самих логотипов, так и их статусная стратификация.  Логотипы начинают позиционировать товары для богатых и малообеспеченных, для молодых и пожилых, активных людей и домоседов и т.д. В современном обществе потребления логотипы, в силу высокой конкуренции на рынке, стали наделяться неким индивидуализирующим звучанием, теми или иными ассоциациями и образами, многоуровневыми значимостями. Основной функцией логотипа осталось обозначение собой товара или услуги, вторичной же функцией стала мобилизация эмоционально-волевого канала взаимодействия товара или услуги и потребителя.  

            В современном обществе, характеризующемся парадигмой постмодернизма, в логотипе ценится вложенность смыслов, намеренная скрытность, всё же доступная для распознавания. Постмодернистская концепция ставит конкретного человека и его вещи в одну среду. Исчезают такие понятия как «семейное достояние» или «постоянный капитал». Вещи становятся, с одной стороны, более персонализированными (принадлежат одному человеку, а не передаются по наследству),

и, с другой, гораздо более серийными (понятие эксклюзивная вещь подразумевает, что товар под таким логотипом выпускается не миллионным тиражом). В итоге все товары или услуги, стоящие

за определенными логотипами, характеризует усредненного человека в современном мире больше чем способ его мышления, способности или умения. Различаются люди надевающие костюм марки Hugo Boss или Canali, передвигающиеся на Passat или Subaru, разговаривающие по телефону сети МТС или Мегафон. Причём, люди, одинаково различающие те или иные логотипы, а вслед за ними и товары,  образуют большую социальную группу, внутри которой человек идентифицирует себя и других людей, поддерживающих его выбор, как МЫ, а остальных как ДРУГИЕ. Только для такого различения уже не нужно раскрашивать стены пещер, а достаточно существования социально-разделяемого мнения и образа, транслируемого средствами массовой коммуникации.

Со страниц глянцевых журналов вызывающе смотрят люди-прототипы, носящие одежды с узнаваемыми логотипами в окружении схожих по различным параметрам вещей (автомобили, часы, украшения, телефоны, мебель и т.п.).  

Но и традиционное общество потребление имеет тенденцию к трансформации в новый тип. Если раньше в обществе потребления основной задачей логотипа было сообщение базовой информации потребителю и, в основном, сообщение статуса обладателя данной вещи с данным логотипом, то в новом типе общества, которое можно называть информационным, логотип превращается в некий код,  доступный для прочтения только определённой общности людей. Если ещё сто лет назад, в начале 20 века, обладание Роллс-ройсом или членской картой гольф-клуба было общеразделяемой ценностью, которой желали обладать, в принципе, все представители общества, то в наше время у каждой группы людей могут быть свои собственные ценности и идеалы. Субкультуры любителей экстремальных видов спорта безошибочно «расшифровывают» логотипы соответствующих марок,

а любитель вина бегло определяет по логотипу происхождение бутылки. Обычно современный человек  входит в различные группы, и ему становятся доступными несколько «языков», составленных из логотипов одной категории. При этом перемешивается стилистика и самих логотипов. Если раньше стилистка логотипа, в основном, соответствовала стилистике каждой эпохи (классицизм, барокко, рококо и т.п.), то в наше время особенно явно стали различаться логотипы, аппелирующие к различным эпохам. Часто можно встретить образцы

с использованием древнегреческих, римских, средневековых знаков и символов.  

            Итак, логотип для современного человека имеет гораздо большее значение, чем в более ранние эпохи. Можно сказать, что система логотипов формирует движения внутри общества. Логотипы стремятся, с одной стороны, к упрощению форм,

а, с другой, к утяжелению вкладывамых смылов, следуя тенденции современного общества к сближению за счёт СМИ и чёткому распределению людей по группам интересов. Логотип уже не является печатью эксклюзивного — это обыденный знак современности, который сопровождает нашу деятельность повсеместно.

  

ИСТОРИЯ ПРО ДРЕВНИЕ ЗНАКИ И ИХ РАЗЛИЧИЕ

 

    Греческий историк Геродот,  живший     в  V  в.  до н.э.,  рассказывает     о «письме» скифов к  персидскому

    царю Дарию.  Скифский гонец     пришёл в лагерь персов и положил     перед царем подарки, «состоящие     из птицы, мыши, лягушки и пяти     стрел".  Скифы не  умели писать, 

    поэтому так выглядело их  послание.     Дарий спросил,  что  означают эти      дары.  Гонец ответил,  что  ему      велено вручить их царю и  сразу     вернуться обратно.  А персы должны

    сами разгадать смысл «письма».  
    Долго совещался Дарий со своими     воинами и наконец сказал, как он     понял послание:  мышь живёт     в  земле,  лягушка живёт в воде,      птица подобна лошади, а стрелы --     военная храбрость скифов. Таким     образом, решил Дарий,  скифы     отдают ему свою воду и  землю     и  покоряются персам,  отдавая свою

    военную храбрость.   

          Но  военачальник  персов  Гобрий      иначе растолковал «письмо»:   «Если вы, персы,  не  улетите,  как     птицы в небеса, или подобно мышам     не скроетесь в землю,  или  подобно

    лягушкам не ускачете в озёра, то не     вернётесь назад и падёте под     ударами наших стрел».

 

 ИСТОРИЯ ОДНОГО ЛОГОТИПА

 

Коммуникационное бюро «АТРИБУТ» было создано с целью предоставления услуг по налаживанию эффективных коммуникаций клиентов Бюро с окружающим миром.  Сферу профессиональных интересов КБ «АТРИБУТ» формирует предоставление консультационных услуг  в области маркетинговых коммуникаций и производство атрибутов корпоративной идентичности. Деятельность Бюро объединяет две противоположности, что отражается в корпоративном слогане:

мир идей/мир вещей.  

           

            Бюро «АТРИБУТ» образуют  подразделения, специализирующиеся на самостоятельных направлениях маркетинговых коммуникаций: 1. «атрибут|марком» — подразделение, предоставляющее услуги по следующим направлениям сферы маркетинговых коммуникаций: связи с общественностью и маркетинговое планирование, организация специальных мероприятий, проведение исследований, Интернет-маркетинг. 2. «атрибут|продакшн» — подразделение, представляющее услуги по дизайну, поставке и производству рекламно-сувенирной продукции, полиграфической продукции и других атрибутов корпоративной идентичности компании-клиента.

 

При создании логотипа Бюро в основу был положен принцип группы, объединяющей два направления деятельности, два мира. Этимологически понятие «группа» восходит к двум корням: «узел»

и «круг». В XVII веке термин «группа» (от итальянского groppo, gruppo) использовался художниками и скульпторами для обозначения такого способа компоновки изобразительного материала, при котором фигуры, образуя доступное взору единство, производят целостное художественное впечатление. В XVIII веке это слово широко распространяется как указание на возможность объединения некоторого числа однородных неодушевленных объектов и начинает употребляться для наименования реальных человеческих общностей, члены которых обладают каким-либо отличающим их общим признаком. В итоге был выбран логотип с двумя стыкующимися окружностями, похожими на перевёрнутую восьмёрку или бесконечность, что и отображало два направления деятельности, а также метафизическую взаимосвязь идей и вещей в рамках одного мира, который будет существовать до окончания времён. Размыкаясь, эти две окружности по отдельности образуют два различных логотипа двух подразделений — «марком» и «продакшн».

             В логотипе «атрибут|продакшн» основным элементом, вписанным в круг, оказался треугольник, который символизирует основной тип, пропагандируемых Бюро спецвидов печати, а именно шелкографию. Расположение рамы с натянутой сеткой под углом к печатному столу — наиболее распространенный тип шелкографского печатного стола.

 

Логотип «атрибут|марком», в свою очередь, отображает основную концепцию предоставления услуг подразделения — эффективные коммуникации компании со своими потребителями, партнёрами, сотрудниками. В качестве знака, вписанного в окружность, выступила широкая линия в пульсирующем виде уходящая в бесконечность, обозначающая коммуникацию в данной среде и очерчивающую заглавную букву М внутри круга.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1.         Паола Утевская. Слов драгоценные клады: Рассказы о письменности, Москва, «Детская

            литература», 1985

2.         Жан Бодрийяр. Система вещей. Москва, «Рудомино», 1999

3.         Юрий Скокольников. Товарные знаки./Историография. Построение. Использование.

            Регистрация./, «Мангазея», 1996

4.         Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия, Москва, Локид-Пресс, 2003

5.            Хрестоматия по социальной психологии, Москва, Международная педагогическая академия,

            1995



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.